ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:
Заповедь первая:
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая:
Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья:
Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвёртая:
Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая:
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
Заповедь шестая:
Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая:
Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки - не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Заповедь восьмая:
Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая:
Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь десятая:
Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.
ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами:
· ни в том, что появился на свет,
· ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,
· ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
· ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.
И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.
2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь. Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и, создав условия для их реализации.
3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:
- вовремя не поняли его;
- пожалели свои силы и время;
- стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;
- стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.
Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
5. Вы должны:
- всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;
- в лучшее, что в нем еще будет;
- быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;
- сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Основные параметры неправильного воспитания
1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.
Например, родители считают ребёнка упрямым, в то время как речь идёт о сохранении элементарного чувства достоинства.
2. Неприятие детей.
Неприятие: индивидуальности ребёнка, его своеобразие, особенностей характера.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям родителей возможностям и потребностям детей.
4. Негибкость родителей в отношении с детьми:
- недостаточный учёт ситуации, момента;
- несвоевременный отклик;
- фиксация проблем, застревание на них;
- запрограммированность требований;
- отсутствие альтернатив в решениях;
- навязывание мнений.
5. Неравномерность отношения родителей – недостаток заботы сменяется её избытком или наоборот.
6. Непоследовательность в обращении с детьми:
меняющие и противоречивые требования родителей.
7. Несогласованность отношений между родителями – конфликт.
8. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха
9. Тревожность:
- беспокойство и паника по любому поводу;
- стремление чрезмерно опекать ребенка;
- не отпускать ребёнка от себя;
- предохранение от воображаемых опасностей;
- стремление делать всё для ребёнка заранее;
- навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.
10. Доминантность:
- безоговорочное подчинение своей точке зрения;
- стремление подчинить ребёнка;
- навязывание мнений и готовых решений;
- строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;
- физическое наказание;
- постоянный контроль за действием ребёнка.
11. Гиперсоциальность
- повышенная принципиальность;
- чрезмерная требовательность;
- навязывание детям большого числа правил;
- бесконечное число порицаний и замечаний;
- нетерпимость к слабостям и недостаткам;
- отношение к детям, как взрослым.
12. Недоверие к возможностям детей:
- настороженность и подозрительность в отношении перемен;
- недоверчивость к мнению ребёнка;
- неверие в его самостоятельность;
- перепроверка его действий;
- предостережения и угрозы.
13. Недостаточная отзывчивость – несвоевременный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение.
ЛФК и АФК: методики лечения
Лечебная физкультура и адаптивная, в сущности, похожи. Отличаются лишь задачи этих видов занятий.
Лечебная физкультура и адаптивная, в сущности, похожи. Отличаются лишь задачи этих видов занятий.
Лечебная физкультура лечит болезнь и возвращает утерянные моторные навыки. Тогда как адаптивная физкультура призвана научить новым навыкам, которыми не человек с тяжелым диагнозом никогда не владел.
Упражнения ЛФК и АФК похожи. Каждый из этих видов физкультуры имеет цель развить моторные возможности пациента, а также укрепить мышечный аппарат тела.
Как правило, ЛФК и АФК проводят детям с ДЦП, однако детям и с другими неизлечимыми диагнозами эти процедуры могут быть полезны. Например, очень часто моторные функции организма нарушены вследствие микроцефалии, гидроцефалии или других заболеваний.
В этой статье мы поговорим о самом распространенном виде лечения детей с ДЦП и другими моторными нарушениями, а именно – об ЛФК и АФК.
ДЦП со временем может прогрессировать. Из-за того что ребенок не активен в должной мере, атрофируются его мышцы и суставы. Чтобы этого не происходило, нужны постоянные занятия с ребенком. Часто по состоянию здоровья малыш самостоятельно не может выполнить даже простейшие физические упражнения, оттого ему нужна помощь инструктора, который направит двигательную активность в нужное русло.
Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы впоследствии ребенок был самостоятельным: мог сам держать ложку, мог себя обслуживать и в идеале – ходить. ЛФК и АФК призваны улучшить жизнь ребенка и его семьи.
Многие мамы стремятся окружить малыша заботой и комфортом, при этом не давая ему действовать самостоятельно. Такая чрезмерная забота порочна и лишь вредит ребенку, делает его беззащитным и беспомощным. ЛФК и АФК не думают о маминой сентиментальности, а прежде всего, смотрят в будущее, в то время, когда ребенок вырастет и мамы с папой уже не будет. А значит, все проблемы придется решать самому.
Ребенку поставили тяжелый диагноз – что делать?
Как только врачи определились с диагнозом, родителям следует незамедлительно приступать к лечению – которое будет трудным и долгим. К этому нужно быть готовым...
Для начала необходимо разобраться в специфике заболевания, которое диагностируют у вашего ребенка. Затем – найти нужных специалистов, которые назначат действенное лечение. И, как правило, в перечне процедур будет значится ЛФК или АФК.
Принципы восстановления двигательных функций, а также обучения новым двигательным навыкам:
· упражнения следует проводить один за другим с минимальными перерывами;
· занятия нельзя пропускать, дабы нарушить систему и регулярность упражнений;
· чтобы мышцы, сухожилия и суставы укреплялись, необходимо постоянно наращивать нагрузку;
· курс упражнений должен быть индивидуальным для каждого малыша – универсального набора занятий, который бы помогал всем детям, не существует;
(в зависимости от состояния ребенка, специалист должен подобрать наиболее эффективный курс упражнений)
· развитие моторных навыков тесно связано с психическим и эмоциональном развитием, поэтому специалист должен следить не только за физическим состоянием своего маленького пациента, но и за его психоэмоциональным благополучием;
Чем раньше начнется эта работа, тем она будет эффективней. Нельзя медлить – чем младше ребенок, тем лучше его организм реагирует на развивающие процедуры.
Специалисты
ЛФК и АФК проводит специально обученный инструктор. В домашних условиях этим нужно заниматься родителям, следуя инструкциям, которые даст специалист.
Инструктор обязан разработать индивидуальную программу реабилитации (или абилитации), то есть составить комплекс упражнений. Также инструктор должен следить за прогрессом пациента и в случае необходимости вносить коррективы в программу.
Инструктор ЛФК или АФК должен быть еще и хорошим психологом. Хороший грамотный специалист умеет располагать к себе детей, дабы настраивать их на нужный лад и чтобы у них было хорошее настроение во время занятий. Без этого реабилитация и абилитация будет бесполезна.
Слезы, крик и истерики во время занятий истощают организм ребенка, у него уже попросту не остается сил, чтобы развиваться физически. НО зачастую ребенок может кричать для того, чтобы его оставили в покое (не стоит забывать факт того, что дети отличные манипуляторы своих родителей). И тогда нужно смотреть на ситуацию иначе: если кричит, но при этом выполняет упражнения и задачи инструктора, тогда все хорошо и можно не вмешиваться в процесс.
Цели и задачи
У всякой процедуры должны быть четкие задачи. В отношении ЛФК и АФК они следующие:
· в процессе работы ребенка нужно постепенно учить передвигаться: начиная с ползания на животе и продолжая ползанием на четвереньках;
· необходимо улучшать координацию: ребенка нужно научить стоять на коленях, самостоятельно подниматься с пола (используя сначала подручные средства в виде поручней), ставить ноги и выпрямлять их, стоять у опоры;
· инструктору необходимо разработать кисти рук, чтобы ребенок мог их сгибать и фиксировать;
· необходимо улучшить подвижность суставов рук, плеча и таза;
· ребенок должен научиться устойчивости;
· у ребенка должна сформироваться способность к манипуляции руками (мелкая и крупная моторика);
· необходимо научить ребенка ориентироваться в пространстве.
Это не все задачи, которые ставят перед собой инструкторы ЛФК и АФК. Их перечень зависит от состояния и возможностей ребенка, поэтому для эффективного лечения и необходим индивидуальный подход к каждому малышу.
МЫ работаем для того, чтобы наши дети были самостоятельны и счастливы, не смотря на диагноз.
Игры на развитие речи у детей с РАС
Формирование невербальной коммуникации (игры на изучение жестов)
Родитель делает – малыш повторяет.
Например:
«На» (предложить что-то) – протяните раскрытую ладонь.
«Дай» (просить что-то) – несколько раз сожмите пальцы раскрытой ладони в кулак.
«Да» (согласиться с чем-то) – несколько раз кивните вверх-вниз.
«Нет» (отрицать что-то) – несколько раз помотайте головой влево-вправо.
«Там» (указать на что-то) – покажите указательным пальцем на предмет.
«Сюда» (подозвать к себе) – взмахните ладонью по направлению к себе.
И так далее.
Игры на развитие речевого дыхания
Например:
1. Предложите ребенку понюхать что-то. Для этого упражнения подойдет всё, что есть под рукой: кофейные зерна, цветы, фрукты, сладости и т.д. Предложите сделать глубокий вдох через нос и во время выхода произнести шёпотом «а-а-а».
2. Запотевшее зеркало. Предложите малышу сделать глубокий вдох, а затем выдохнуть ртом на зеркало, от чего оно запотеет.
3. Листики. Соберите немного березовых листьев, положите на ровную поверхность в 2 линии и установите стоп-линию. Предложите ребенку подуть на одну из линий, а затем устройте соревнования, чьи листики быстрее «доберутся» до финиша с помощью потока воздуха. Вместо листьев можно использовать конфетти или шарики из ваты.
4. «Бульки». Для этого упражнения понадобится стакан с питьевой водой и коктейльная трубочка. Предложите малышу подуть в трубочку, чтобы образовались пузырьки воздуха. Покажите, как от силы выдоха увеличиваются пузырьки.
5. Предложите надуть воздушный шарик или мыльные пузыри.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Для мимических мышц: поднимание бровей (вместе и по очереди), закрывание и открывание глаз (вместе и по очереди), сморщивание лба, носа, подбородка. Также предложите повторить эмоции. Покажите, как выглядит радость, грусть, гнев и т.д. Развивайте мимику.
Для пассивной гимнастики языка: выводить язык из ротовой полости вперед и втягивать назад, поднимать вверх к нёбу и опускать вниз, упираться языком в щёки (влево-вправо), делать «трубочку».
Для пассивной гимнастики губ: сделать губы для поцелуя (как у рыбки), широко улыбнуться с закрытым ртом, поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, создавать различные уклады губ, необходимые для произнесения букв.
Игры на развитие органов чувств:
1. Предложите малышу постучать по чему-либо. Например, ложкой по кастрюле. Проговорите, какой звук вы слышите. Покажите, что можно создать ритм.
2. Предложите ребенку несколько разных на ощупь материалов. Трогайте их и проговаривайте, какой предмет на ощупь.
3. Предложите ребенку несколько любых предметов, пусть запомнит их наличие. Затем уберите любой предмет, малыш должен найти «пропажу».
4. Нарежьте кружочки или квадратики из разных материалов (мех, ткань, картон, фольга, белый лист бумаги, целлофан, салфетка и пр.) по 2 штуки каждого и смешайте. Предложите ребенку распределить их по парам.
5. Положите в стаканчики разные пищевые продукты и предложите ребенку определить по запаху, что находится в каждом стакане. Проговаривайте, какой запах сейчас чувствует ребенок, что это, для чего применяется и т.д.
6. Пробуйте вкусы. Предложите, например, дольку мандарина, кусочек яблока, глоток молока. Также проговаривайте, какой вкус сейчас чувствует ребенок.
7. Речевые требования. Просите ребенка выполнять простые просьбы. Например, сесть на стульчик, поднять руку, прыгнуть и т.д.
Обязательно добавляйте занятия по рисованию, лепке, аппликации. Конечно, развитию детей с РАС необходимо уделять много внимания, а любое времяпрепровождение должно проходить с пользой. Помимо регулярных занятий в домашних условиях не пренебрегайте посещением специалистов. Как правило, даже один пройденный курс с логопедом показывают положительную динамику в развитии у малышей с РАС.
Совет родителям от детского логопеда
Если у Вашего малыша стоит диагноз РАС, придерживайтесь основных незамысловатых правил. Это поможет Вам заинтересовать ребенка, создать бóльший контакт и периодически выводить его на непродолжительную коммуникацию.
1. Играйте. Дети учатся и познают мир через игру. Через неё же они обучаются речи. Пробуйте разные игры, чтобы определить, от каких Ваш ребенок получает максимальное удовольствие. Старайтесь также вводить игры, направленные на социальное взаимодействие, например, пение, рисование, сюжетно-ролевые сценки. Во время игр находитесь рядом с ребенком, чтобы он слышал и видел Вас.
2. Говорите с ребенком как можно чаще и, желательно, на одном языке. Повторяйте за ним его действия, подражайте звукам, которые он издает. Это вызовет доверие и поспособствует взаимодействию, улучшит коммуникацию и выведет на диалог.
3. Используйте визуалы. Разъясняйте ребенку с помощью визуальных составляющих: картинок, жестов, мимики. Зрительные контакты создают основу для развития речи.
4. Создайте «личное» пространство. Несмотря на регулярные упражнения по созданию коммуникации, также важно предоставлять ребенку возможность говорить и делать то, что хочет он сам.
5. Выдерживайте паузы. Когда Вы задаете вопрос или видите, что Ваш ребенок хочет что-то, не нужно понимать его с полуслова и выполнять любое желание в ту же секунду. Дайте ему возможность выразить свое желание словом или жестом.
6. Спрашивайте. Вопросы — это стандартный прием, подтверждающий, что ребенок понял сказанное. При этом не задавайте сложных вопросов, ограничьтесь базовыми.
7. Говорите много, но просто и медленно. Не нужно говорите сложными предложениями, постарайтесь максимально упростить свою речь. Следите за артикуляцией – хорошо, если ребенок будет видеть Ваши губы. Это поможет ему понимать, что Вы говорите, а затем – подражать Вашей речи. Если ребенок еще не говорит, пробуйте произносить слова по отдельности.
8. Хвалите ребенка. Часто и много. За каждый маленький успех, за внимание, даже если по итогу ему что-то не удалось.
9. Будьте гибкими. Помните о том, что дети непостоянны. Различные виды поведения могут указывать или быть причиной переутомления или замешательства. Умейте сократить или облегчить задание. Старайтесь проявлять терпение. Помните, что ласка и забота мамы – самое важное для малыша, особенно в период раннего развития.
РАС — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами, которое поддается коррекции при правильном и своевременном воздействии. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция позволят ребенку овладеть основными формами коммуникативного поведения и научат приспосабливаться к требованиям современного общества. Вот почему родителям следует быть очень внимательными к своему ребенку с первых дней его жизни!