Размер:
AAA
Цвет:CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Сведения об образовательной организации






Аналитический отчет о деятельности

 

отделения социальной реабилитации за 2022 год

 

 

 

 

 

 

                                                                                Составил: зав. отделением социальной реабилитации

Аверина И.А.

 




1.     Структура отделения социальной реабилитации

Отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее – отделение) входит в состав учреждения государственной системы социальной защиты населения ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям Дятьковского района»

Целью отделения является социальное обслуживание детей-инвалидов и их семей.

Основные виды деятельности:

1.        Предоставление социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в соответствии с индивидуальной программой.

2.         Содействие в оформлении на реабилитацию в РЦ «ОЗЁРНЫЙ», не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

3.             Обследование условий жизнедеятельности гражданина, выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности.

4.             Обеспечение разработки индивидуальных перечней мероприятий реабилитации или абилитации детей-инвалидов с учетом рекомендаций ИПРА ребенка-инвалида с указанием исполнителей и сроков проведения реабилитационных мероприятий.

5.          Размещение сведений согласно перечням мероприятий реабилитации или абилитации детей-инвалидов в программе АСП

 

Категория обслуживаемых:

-    дети и подростки, имеющие полную или частичную утрату способности, либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы или наличия инвалидности;

-    семья инвалида, имеющая ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном уходе;

К заболеваниям, нарушающим возможность обеспечивать основные жизненные потребности, относятся:

§ нарушения опорно-двигательного аппарата

§ различные виды задержки речевого развития;

§ различные виды энцефалопатий;

§ нарушения слуха и зрения;

§ отклонения умственной деятельности;

§ заболевания нервной системы;

§ заболевания сердечно-сосудистой системы;

§ хронические заболевания органов дыхания.

Формы социального обслуживания: полустационарное обслуживание.

Деятельность отделения осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

За период с 09.01.2022г. по 1.12.2022г. составлено 155 уведомлений о разработанном перечне мероприятий реабилитации и абилитации с учетом рекомендаций ИПРА ребенка-инвалида.

Признаны нуждающимися в социальном обслуживании: дети-инвалиды – 155 ч. Разработано 155 ИППСУ.

Для обеспечения органов власти всех уровней и населения информацией по основным          направлениям деятельности отделения,   повышения

информированности получателей услуг, отделением было запланировано осуществление следующих задач:

 

Задача

Значение

1

Разработка и распространение брошюр и буклетов по тематике

деятельности отделения

не реже 1 раза в

неделю

2

Размещение, обновление информации на сайте и странице в ВК ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям Дятьковского района»

не реже 1 раза в

неделю

Создание и развитие системы корпоративной культуры отделения

 

Задача

Показатель 2022 г

1

Повышение квалификации

получена высшая категория Капьёва М.Г.

учитель-логопед

2

Проведение (участие) круглых столов, конференций, выставок, форумов,             межведомственных совещаний, выставок методических

идей, стажировки

Стажировка в клинике реабилитации «Три Сестры» по программе «Эрготерапия»

прошли 3 человека м/с по массажу Жукова О.В. ,учитель-логопед Капьёва М.Г, педагог-психолог Паренко Е.А.

участие в районном фестивале «РАДУГА НАДЕЖДЫ» для детей,подростков и молодёжи с ОВЗ, проведение декады инвалидов – все специалисты

Ι. Административно-хозяйственная деятельность

За отчетный период силами работников отделения было проведено:

§ субботники в летне-осенний период.

Всеми сотрудниками своевременно пройдены медицинский осмотр, профессиональная гигиеническая подготовка, психиатрическое освидетельствование, имеется допуск к осуществлению деятельности, профилактические прививки проставлены специалистам в соответствии с национальным календарем.

Все сотрудники имеют справки об отсутствии судимости и фактов

уголовного преследования.

Проработаны планы эвакуации детей на случай пожара и стихийных бедствий. Пути эвакуации соответствуют установленным требованиям правил пожарной безопасности.

 

II. Содержательная деятельность отделения

Организационно-методическая

В рамках программно-методического обеспечения деятельности отделения в 2022 году реализовывались следующие программы:

1.                Комплексная программа диагностики и реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с РАС «Мир, в котором я живу»;

2.                Комплексная программа коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста по коррекции речевых нарушений ;

3.                Комплексная программа по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности»;

4.                Комплексная программа по формированию у сотрудников учреждения корпоративной культуры, основ здорового образа жизни, укреплению психологического климата «Здоровый коллектив»;

5.                   Программа технология оказания дистанционных социальных услуг детям-инвалидам,детям с ОВЗ «Реабилитация онлайн»;

6.                Программа АФК обучение детей с умеренной,тяжёлой и глубокой УО в сочетании с двигательными нарушениями;

7.                Комплексная программа АФК «Поверь в себя»

8.                Комплексная программа АФК для детей с ОВЗ

9.                Комплексная    программа    реабилитации    и    абилитации    детей    с нарушениями зрения «Разноцветная мозаика»;

10.           Комплексная программа по повышению психолого-педагогической грамотности родителей «Семейная гармония»

11.           Комплексная программа по развитию моторики и координации движений пальцев рук «Моторика дошкольников»

12.           Комплексная программа по социальной адаптации в общество детей с ОВЗ «Будущее в наших руках»

13.           Комплексная программа по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности «Мастерская ума»

14.           Комплексная программа по преодолению застенчивости, замкнутости, нерешительности у детей-инвалидов «Работа психолога с застенчивыми детьми»

15.           Программа по развитию способности к самопознанию и уверенности в себе

16.           Программа интегрированных коррекционно-развивающих занятий

17.           Программа коррекции мыслительных и речевых навыков у учащихся 2,4,7,8 классов

18.           Коррекционно-развивающая программа «Первые шаги»

19.           Программа коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет

20.           Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.

 

 

За 2022 г. в КПК, семинарах и иных формах повышения квалификации приняли участие 3 чел..

Из общего количества сотрудников, охваченных разными формами повышения профессионального уровня - педагоги – 2, мед. персонал – 1.

Аттестацию на высшую категорию в 2022г. прошёл 1 сотрудник отделения реабилитации. По состоянию на 31.12.2022 количество работников, соответствующих занимаемой должности, составляет 6 чел.

В рамках информационно-методической деятельности организовано размещение информации на официальном сайте, страничке в ВК, распространение буклетов, консультации.

За 2022г. подготовлено и распространено 22 тематических буклета в количестве 220 шт.:

1.            Синдром Дауна;

2.            Как организовать вечернюю жизнь ребенка;

3.            Внимание! Тонкий лед!

4.            Ребенок и телевизор;

5.            Если ребенок боится насекомых…

6.            Игры с детьми с РАС;

7.            Кризис 3-х лет у детей. Что делать родителям?

8.            Музыка лечит;

9.            Музыканты в коротких штанишках;

10.       Мультфильмы, которые помогают;

11.         Нетрадиционные способы рисования;

12.         Правила дорожные знать каждому положено!

13.       Предупрежден, значит вооружен. О правилах поведения с незнакомыми людьми.

14.         Буклет для родителей воспитывающих детей с аутизмом;

15.         Равный среди равных;

16.         Как стать другом своему ребенку;

17.         Действия при угрозе террористического акта;

18.       Массаж для малышей;

19.         Развитие речи у ребенка;

20.         Особенности развития глухого малыша;

21.       Ребёнок с ДЦП;

22.         Экология безопасности: мы и они.

Подготовлены и размещены на информационных стендах и официальном сайте 32 консультации для специалистов и родителей.

За текущий год проведен мониторинг 22 занятий специалистов отделения. Из них: 16 индивидуальных. Эффективность занятий оценивались по утвержденным критериям.

Анализ занятий показал, что по показателю «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» выполняется на 100 %. Откуда следует, что все специалисты проводят консультацию с родителями после проведенного коррекционно-развивающего занятия. Как правило, это дети, посещающие отделение реабилитации в сопровождении с родителями.

Несомненным достоинством в работе специалистов является наличие конспекта занятия. Содержание занятий соответствует программно- методическим требованиям, осуществляется в рамках реабилитационного процесса. При проведении занятий специалисты учитывают индивидуальные особенности несовершеннолетних, осуществляют дифференцированный подход. На занятиях создан благоприятный микроклимат и положительный настрой, способствующий желанию детей взаимодействовать.

 

Работа, проводимая в учреждении по контролю качества деятельности специалистов

Постоянно осуществляется мониторинг качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждении посредством опроса родителей (анкетирование, устный опрос) и анализа обращений.

Отзывы о качестве деятельности отделения реабилитации, от родителей детей с ограниченными возможностями, которые воспользовались услугами реабилитационного отделения

 

Временной период

Книга отзывов и

предложений

Официальный сайт

учреждения

2022

8

       10      

 

Родители удовлетворены оказанными услугами, отмечают высокие профессиональные и личностные качества специалистов, их внимательное и чуткое отношение к детям, готовность психологической помощи индивидуальный подход к каждому ребенку, уют, физический и психологический комфорт.

 

- Предоставление социальных услуг.

прошли реабилитацию:

В 2021 году

В 2022 году

Дети-инвалиды

97

155

- Проведение мониторинга, оценки эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.

За отчетный период у детей инвалидов уровень положительной динамики в реабилитации составил 44%.

-   показатель «без динамики» составил 56%.

Причина – частое отсутствие на коррекции по причине болезни.

Специалистами отделения привлекались родители для ассистирования на занятиях и закрепления полученных знаний и навыков в домашних условиях.

III. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий и социокультурных мероприятий по утверждённым программам и направлениям деятельности отделения

 

                Всего за отчетный период проведено     коррекционно-развивающих занятия индивидуальных – 295.780 .

Оказание                 родителям/законным                представителям консультационных услуг по вопросам социального обслуживания, воспитания и развития несовершеннолетних.

Специалистами отделения проводились консультативные мероприятия с 100% родителей по вопросам индивидуальных особенностей развития несовершеннолетних, посетивших учреждение.

-         В декабре выделено детских новогодних подарков, для несовершеннолетних, проходящих курс реабилитации в количестве 122 шт.

Отделение предоставляет услуги согласно утвержденным руководителем учреждения планам, Положением и графикам работы специалистов.

Реабилитационные мероприятия осуществляются на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Занятия проводятся в индивидуальной форме.

Психолого-педагогическая помощь осуществляется по следующим направлениям:

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование заключается в обследовании уровня развития детей для оценки его соответствия возрастным нормативам; изучение особенностей интересов и способностей для обеспечения индивидуального подхода; диагностика общения несовершеннолетних с взрослыми и сверстниками; дифференциальная диагностика отклонений в психическом развитии. За 2022 год психолого-педагогическое обследование прошли 148 несовершеннолетних, логопедическое – 88 несовершеннолетних.

Работа психолога – это формирование базовых составляющих психического развития детей (произвольной саморегуляции поведения, умения оценивать себя и свои действия (самооценка), развитие познавательной и игровой активности, учить пониманию собственных эмоциональных состояний, включение ребенка в среду здоровых сверстников)

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1.       Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки;

2.       Формирование коммуникативных навыков, адекватных межличностных отношений (взаимопомощи, поддержки, сотрудничества), создание положительного эмоционального климата в группе;

3.       Гармонизация личности ребенка, расширение его социальной активности;

4.       Формирование конструктивных способов управления собственным поведением (снятие психоэмоционального и психомышечного напряжения, разрешение конфликтных ситуаций и др.);

5.       Формирование у детей осознанного отношения к социальным нормам, знакомство с образцами доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Особое значение приобретает коррекция эмоциональных нарушений, направленная на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, застенчивость, замкнутость, капризность, неуправляемость и др.

Важным этапом работы с детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Для этого проводились индивидуальные коррекционно- развивающиезанятия,            с         использованием                         игротерапии, сказкотерапии, психомышечной тренировки, арттерапии, психорегулирующей

тренировки и релаксации.

Так же проводились коррекционно-развивающие занятия в сенсорной комнате, направленные на снижение эмоционального напряжения и скованности; развитие познавательной активности; игровой деятельности; коммуникативных навыков; повышение мотивации к деятельности; формирование у детей осознанного отношения к социальным нормам; знакомство с образцами доброжелательного поведения в повседневной жизни; формирование адекватной реакции на различные явления окружающей действительности; оптимизация межличностных отношений и формирование приемов релаксации.

Эффективность технологий, моделей и методик, применяемых для достижения целей, и задач программ отслеживается в динамике развития детей и подростков с ограниченными возможностями.

За 2022 год психологом проведено 1158 занятий.

Психологом проводились занятия по программе «Первые шаги», «Дошкольная мозайка», коррекционно-развивающая программа по развитию личности, коррекции образа «Я» и принятие его, развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.

В рамках представленных программ проводилась диагностика психического развития ребенка, по результатам которого разрабатывался индивидуальный план работы с ребенком.



Проводились мероприятия по социально-психологической абилитации (занятия, тренинги), что в свою очередь позволяют создать условия для развития у детей, с ментальными нарушениями понимания собственной идентичности, способствуют развитию когнитивных, коммуникативных и творческих способностей, моторной координации, преодолению поведенческих и эмоциональных нарушений, переживаний собственного дефекта. Занятия и тренинги способствуют формированию чувства взаимопомощи, милосердия, ответственности, способности к социальному взаимодействию. Использовались следующие психотерапевтические техники:

-   арттерапия;

-   мульттерапия;

-   сказкотерапия;

На основании занятий проводился анализ эффективности реабилитации, определяет динамику развития ребенка.

Проводилась профориентационная работа (диагностика, занятия, беседы).

Для повышения родительской компетенции , психологом проводились тематические консультации для родителей . За текущий год подготовлено 1159 консультации, охвачено 100 % родителей.

Анализируя проведенную коррекционную работу психолога, у несовершеннолетних отмечается уменьшение проявления агрессии, тревожности, импульсивности, используемые в работе коммуникативные, поведенческие, социально-психологические и другие тренинги оказали детям не только психотерапевтическое действие, но и стали профилактикой психологических проблем в будущем.

В процессе психолого-педагогической реабилитации важное место занимала консультативная помощь родителям. С родителями детей были проведены индивидуальные консультации, где психолог указывала причины проявления страхов у детей и методов борьбы с ними, как работать с гиперактивным ребенком, методы раннего выявления и преодоления агрессии, упрямства у детей и др.

 

Перспективы развития:

1.                 Курсы повышения квалификации по формированию «Организация социальной реабилитации детей инвалидов» в 2023 году.

В    рамках    логопедической   реабилитации   учителем-логопедом       было охвачено 88 несовершеннолетних.

Коррекционная работа осуществлялась по следующим направлениям:

ü    развитие звукоподражательной деятельности;

ü    формирование пассивного и активного словаря;

ü    формирование импрессивной речи;

ü    развитие понимания речи;

ü    развитие фонематического слуха;

ü    формирование звуковой культуры речи;

ü    развитие слоговой структуры речи;

ü    формирование лексико-грамматического строя речи;

ü    формирование связной речи;

ü    развитие психической базы речи.

Содержание работы напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка.

Учитывая специфику логопедической помощи в учреждении: сложные, сочетанные формы речевых нарушений, большое количество нуждающихся в занятиях, ограниченность срока реабилитации – проводилась интенсивная коррекционная работа. Родители (законные представители) участвуют в занятиях, обучаются методам коррекции недоразвития речи у детей, с целью возможного их использовании в домашних условиях.

У детей с речевой патологией отмечена положительная динамика .

Эффективность коррекционной работы зависит от формы и степени дефекта, индивидуальных компенсаторных возможностей ЦНС детей и подростков.

Проводились консультации по темам:

§     «Этапы работы по коррекции звукопроизношения»,

§     «Рекомендации    учителя-логопеда   родителям   детей    с    речевыми проблемам»,

§     «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»,

§     «Возрастные особенности речевого развития детей»,

§     «Речь взрослых – образец для подражания»,

§     «Этот коварный звук «Р»»,

§     «Система дидактических игр и упражнений по развитию речи»,

§     «Особенности общения 3-х летних детей»,

§     «Как сформировать правильную речь?»,

§     «Что такое фонематический слух?»,

§     «Звуковое и речевое развитие: от первого крика до первых слов»,

§     «Ребенок-левша и его речевое развитие»,

    «Ошибки, допускаемые родителями, при обучении детей чтению в домашних условиях»,

§     «Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями»,

§     «Задержка речевого развития, что это такое?»

Переработаны карты логопедического представления, логопедического обследования, индивидуальные планы коррекционной работы по уровням детей. Разработаны речевые карты для детей дошкольного и школьного возраста и программа коррекция речевых нарушений у детей.

Педагогическая реабилитация осуществляется социальным педагогом.

Социальным педагогом проводились занятия в рамках социально- бытого ориентирования, направленные на формирование навыков самообслуживания и коммуникативного потенциала.

Работа проводится с учётом возрастных, умственных и физических возможностей детей.

Индивидуальные занятия предусматривают формирование активной позиции ребенка в овладении навыками самообслуживания в домашней и образовательной микросреде, формирование потребности к самостоятельности и независимости, помощи другим людям в быту и в учебной деятельности; формирование адекватных представлений о функциях и вариантах устройства домашней и школьной жизни, комплексе повседневных бытовых дел; формирование адекватных представлений о назначении предметов и вещей в быту и в учебной деятельности; формирование потребности в соответствии социальной роли (члена семьи, обучающегося и др.).

Занятия проводились на развитие мелкой моторики, элементарных бытовых и технических навыков; развитие логического и абстрактного мышления, координацию движений, формирование представлений о форме, размере и цвете.

В рамках оккупациональной терапии(лечение занятием), проводились занятия на развитие двигательных навыков, понимание себя, эмоциональную зрелость, когнитивную сферу, коммуникацию; самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию. За 2022 год в рамках программ «Азбука общения», «Мир в котором я живу». было охвачено 94 ребёнка.

Также были подготовлены информационные материалы для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, о специфике работы по программе социально-бытового ориентирования, ее значимости для развития абилитационного потенциала ребенка.

 

На занятиях использовалась частая смена деятельности с целью повышения мотивации к деятельности и активизации работоспособности детей. Родители ассистировали во время занятий, проводилось индивидуальное консультирование для самостоятельных занятий дома, на закрепление полученных знаний, умений, навыков. Проведено консультаций - 1993.

 

Перспективы развития:

1.      Курсы повышения квалификации по формированию «Организация социальной реабилитации детей инвалидов» в 2023 году.

 

За отчетный период увеличилось число детей с неврологической патологий и ДЦП ( 46%). Обращает внимание высокая доля детей с психической патологией – 40 % (2021 г. - 32%). Число реабилитируемых с ортопедической патологией – 10 % и соматической патологией – 4% существенно не меняется. Отмечается высокий % детей с патологией органов зрения и слуха, врожденные расщелины, оперированные. С синдромом Дауна – 6 детей. Структура заболеваемости реабилитируемых детей в 2021 году распределяется следующим образом: 1. Неврологические заболевания – 46% ( в т.ч. с ДЦП- 34%) 2. Психиатрическая патология – 40% 3. Ортопедические заболевания – 10% 4. Соматические заболевания – 64% .

Эффективность реабилитации средняя и составляет 44%.

Были организованы тематические выставки к 23 февраля,8 марта, Пасха, День Победы, День матери, ко дню защиты детей и новогодним праздникам.

Дети инвалиды принимали участие в фестивале «Радуга Надежды», конкурсе новогодних поделок, поделок к празднику Пасха и посетили с родителями новогодние утренники в г.Дятьково и г.Брянске, где им были вручены новогодние подарки от спонсоров.

Социально-средовая адаптация имеет весомое значение в социальной реабилитации детей и подростков. Включает в себя различные темы для изучения и не ограничивается правилам дорожного движения. В перспективе дополнительным элементом для проведения занятий могут стать игры на платформе «Сова» и другие (с помощью ноутбука или проектора). Данное дополнение позволит более детально применять на практике изученные теоретические материалы, а также более качественному восприятию информации в процессе изучения теоретических основ.

 

Медицинская реабилитация включала комплекс следующих мероприятий: адаптивная физкультура и лечебный массаж . С детьми проводились как индивидуальные занятия, так и групповые, что способствовало их социальной адаптации. У подавляющего большинства детей отмечена положительная динамика. Возрастание количества несовершеннолетних с ЗПРР, РАС, синдромом Дауна потребовало широкого использования элементов адаптивной физкультуры в программе занятий по АфК.

Медицинский массаж остается одним из эффективных методов реабилитации.

Ежегодно медсестра по массажу проводит открытые занятия.

В 2022г. было проведено занятие на тему «Точечный массаж при ОРЗ».

В работе постоянно осуществляется связь с педагогами.

Применяемые методики. Детский массаж. М\с по массажу владеет методикой классического, точечного массажа. Методикой точечного массажа по Уманской, методикой массажа по Мишиль -ля Мотье, методикой лечения положением, методикой Войта. Отличие детского массажа от взрослого: это щадящий массаж, общий массаж, проводится в сочетании с АФК. Длительность детского массажа составляет 30 минут (три единицы). Приёмы массажа следующие: поглаживание, растирание, разминание, вибрационный массаж.
Различные приёмы массажа оказывают различные действия на нервную систему: поглаживание, растирание и разминание – усиливают тормозные процессы, то есть успокаивают нервную систему; похлопывание и вибрация усиливают возбудительные процессы. Также работа ведётся по методике Красиковой И.С., Губерт К.Д. и Рысс М.Г. они являются основоположниками детского массажа в России. Так как у нас 85% детей с поражением центральной нервной системы и поражением психики, то такие дети остаются на несколько эпикризных сроков в двигательном развитии.
Работа основывается не на анатомический возраст ребёнка, а на физиологические его данные.

Применяется методика массажа по Мишель–ля Мотье. Методика основывается на максимальном растяжении мышцы и направлена на восстановление функций пораженных верхних и нижних конечностей, так как после растяжения мышцы лучше работают и постепенно улучшается их сократительная способность. Используется при мышечных контрактурах при ДЦП, при выраженном повышении мышечного тонуса (спастичности).

Методика Войта применяется при энцефалопатии, спастичной диплегии, задержке психического развития, парезе Эрбо. Это комплексные упражнения направленные на формирование опоры ноги, развитие шага и ходьбы. Стимулируются врождённые рефлексы: рефлексы ползания, выпрямительного и установочного рефлекса, присаживания, выработка рефлекса опоры, выработка рефлекса ползанья с координацией мышц ноги и таза. Стимуляция мышц спины и выработка опорной функции рук. Устранение блока и выработка поворота с торцией и тренировка косых мышц живота. Данная методика подготавливает организм ребёнка к освоению вертикального положения тела.

Таблица №1. Отчётные данные за 2022г.


Кол-во чел.


Инвалиды


Кол-во процедур


Кол-во единиц


консультации


99


90


2399


65154


152

 

Таблица №2. Распределение детей по возрастным категориям в течение года


С 3 до 4 лет


От 4 до 5 лет


С 5 до 8


С 8 до 14


С 14 до 18

 

5


10


27


44


13

 

Таблица №3 Распределение детей по заболеваемости в течение года

Заболевания

Дятьковский район, г. Дятьково

г. Фокино

Сахарный диабет

10

2

Аутизм

9

2

Умственная отсталость

15

3

ДЦП

17

2

ЗРР

4

1

Болезнь Дауна

3

2

Нарушение зрения

7

1

Костно-мышечные заболевания

3

2

Нарушение слуха

7

6

Другие заболевания

3

-

 

Благодаря правильному подбору методов и средств коррекции удаётся стабилизировать и улучшить физиологическое и эмоциональное состояние детей, сформировать двигательные и речевые навыки, соответствующие возрасту ребёнка.

В ходе физкультурно-оздоровительных мероприятий в 2022 учебном году инструктором по АФК, осуществлялось комплексное решение целого ряда задач, способствующих укреплению здоровья детей-инвалидов.

Все проводимые индивидуальные занятия строились на основе разных видов физических упражнений с учетом патологии. Занятия проводились в спортивном зале, с применением спортивного, физкультурного инвентаря, с использованием тренажеров, игровых пособий.

Работа осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соот­ветствии с годовым планом работы отделения.

Выполнение программных требований предусматривало учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

С детьми дошкольного возраста проводятся в течение года следующие типы физкультурных занятий:

·         Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).

·         Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).

·         Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).

·         Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).

·         Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).

Для проведения занятий подбираются физические упражнения, определяется последовательность их выполнения, составляется план-конспект, продумывается методику проведения, готовится оборудование, размещается, отслеживается санитарно-гигиенические условия.

При организации физкультурного занятия обязательно учитывается:

  • строгую регламентацию деятельности детей и дозирование физической нагрузки;
  • оптимальную двигательную активность детей;
  • чтобы каждое предыдущее занятие было связано с последующим и составляло систему занятий;
  • соответствие возрасту и уровню подготовленности детей;
  • имеющееся оборудование и музыкальное сопровождение.

На начало и конец учебного года проведен мониторинг общей физической подготовленности детей, их умений и навыков. Заполнены индивидуальные и сводные диагностические карты состояния физического развития детей.

В отчётный период было обследовано 94 ребёнка.

Затруднение вызывало равновесие и игры с мячом.

Сравнительный анализ физического развития детей за 2022 гг. в %


Уровень %

2022

Начало

Конец года

Высокий

5%

7%

Средний

35%

40%

Низкий

60%

53%


 

Сравнительный анализ данных мониторинга показал положительную динамику уровня развития физических качеств детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительную работу отделения.

В течение 2022 учебного года были проведены, согласно плана работы основные мероприятия: Декада инвалидов, семинар.

Регулярно размещается материал по физкультурно-оздоровительной работе на стенде,  на сайте, где освещаются вопросы физического воспитания, как для родителей, так и для педагогов. В своей педагогической деятельности давно используются информационные компьютерные технологии: составляю планирование в электронном виде; оформляю диагностику физической подготовленности детей в виде схем, методические материалы.

Тема самообразования:

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через разнообразные подвижные игры». На эту и другие темы изучала новинки в печати и интернете, тем самым повышала свои профессиональные знания.

В 2022 учебном году планировалась и осуществлялась работу в тесном сотрудничестве с специалистами  отделения.

В течение 2022 учебного года систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Проведено 366 консультаций.

Причины недостаточного усвоения программы АФК в :

- диагностируемых заболеваниях детей (ограничения по здоровью);

- пропусках  детьми занятий в течение  учебного года.

В следующем учебном году планируется:

- активизировать работу с родителями и педагогами;

- совершенствовать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также развитие физических качеств детей;

- приобщать детей к здоровому образу жизни, прививать любовь к физической культуре и спорту.